Межрегиональный отраслевой ресурсный центр
в области лесного хозяйства


Глоссарий

Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования – система дополнительных  требований к образовательным результатам,  структуре основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Обусловлена технико-технологическими, организационно-экономическими и другими особенностями развития экономики и социальной сферы региона.

 

Вид профессиональной деятельности – 1). Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования. 2). Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда.

 

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. [Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7].

 

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.

 

Кейс-технология – организация процесса обучения на основе анализа конкретных ситуаций, связанных с учебными, производственными, профессиональными проблемами. Анализ кейса включает проблемно-поисковый анализ, ориентацию на создание ситуации выбора, обучение через анализ собственного опыта.

 

Компетентность – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

 

Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

 

Компоненты педагогической технологии:

– дидактическая цель (ожидаемый результат);

– научно обоснованный алгоритм процесса достижения планируемого результата;

– содержание учебного материала, его структурирование;

– набор методов и средств обучения;

– организация взаимодействия обучающихся и педагога;

– формы и методы оценки результатов обучения.

 

Контроль результатов обучения – процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

 

Контрольно-оценочные средства (КОС) – совокупность контрольных и оценочных средств и материалов, позволяющих проверить сформированность компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. К КОС для проверки сформированности компетенций предъявляются следующие требования:

– интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

– проблемно-деятельностный характер;

– ориентация на применение профессиональных навыков, умений и знаний в нетиповой ситуации (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);

– актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

– экспертиза в профессиональном сообществе;

– связь критериев оценки с планируемыми результатами.

Структура КОС:

– объекты оценивания;

– эталоны, нормы качества;

– образовательные технологии, использованные при составлении КОС;

– задания;

– требования к условиям выполнения;

– показатели (критерии) оценки результата.

 

Личностно-ориентированное обучение – процесс взаимодействия педагога и обучающихся, направленный на поддержку индивидуального развития каждого обучающегося, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения, каждому предоставляется пространство свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения.

 

Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

 

Метод обучения – способ передачи педагогом и усвоения обучающимся знаний, умений и навыков.

 

Методика обучения (частная методика) – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения  учебной дисциплине.

 

Модуль рассматривается как относительно самостоятельная и логически завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенной группы общих и профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем сформированности практических навыков, умений, знаний. Модуль приравнивается к отдельной дисциплине или к блоку дисциплин, образующих законченную единицу содержания обучения. Модуль имеет общую логику достижения результата, объединяет различные формы и методы учебной работы.

 

Модульная структура сетевой образовательной программы – утвержденная сетевым учебным планом совокупность и последовательность модулей, направленных на овладение обучающимися комплексом общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС соответствующей специальности среднего профессионального образования или профессии начального профессионального образования и требованиями работодателей.  Модульная структура сетевой образовательной программы дает возможность составить множество различных по содержанию образовательных программ и учебных планов, что позволяет обучающимся самостоятельно выстраивать нужную образовательную траекторию, а образовательному учреждению быстро реагировать на запросы и требования работодателей и других заинтересованных сторон.

Модульная структура сетевой образовательной программы формируется на основании:

– анализа запросов и требований работодателей к результатам обучения;

– определения круга потенциальных потребителей сетевых образовательных программ;

– определения перечня модулей, необходимых для формирования требуемых профессиональных компетенций.

Модульная структура сетевого образовательной программы оформляется в виде сетевого учебного плана.

 

Модульно-компетентностное обучение – организация процесса обучения на основе структурирования учебного модуля, ориентированного на формирование конкретной учебной компетенции. Учебный модуль включает установление целей обучения в форме учебных компетенций, учебный материал, методы измерения уровня сформированности компетенции.

 

Область профессиональной деятельности – совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения.

 

Общая компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и  определения. В частности, как неточный синоним термина "общая компетенция" можно рассматривать термин "общекультурная компетенция".

 

Объект (предмет) профессиональной деятельности – явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности. Термины "объект" и "предмет профессиональной деятельности" рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством, следует развести эти понятия в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т.п. В этом случае понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач.

 

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) – 1). Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся. 2). Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии  (ст. 9 Закона РФ "Об образовании").

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ "Об образовании").

 

Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия  индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

 

Педагогическая технология – спроектированная система педагогического взаимодействия и способов организации процесса обучения, позволяющих достичь диагностично заданных целей.

Определения понятия «педагогическая технология» в педагогической науке:

1). Cовокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. 2). Особый вид предписания к педагогической деятельности, гарантирующий воспроизводство результатов обучения вне зависимости от индивидуальности педагога, в котором заданы требования к исходному, промежуточному и конечному состоянию обучаемого, средства и процедуры педагогического воздействия на каждом этапе учебного процесса. 3). Процесс коммуникации (способ выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. 4). Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога.

 

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

 

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. [Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., – 2006.].

 

Практика (производственная) – вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях. Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т.п. И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

 

Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.

 

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

 

Профессиональный модуль – законченная единица основной профессиональной образовательной программы, предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций и формирующая ряд общих и профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем практических навыков, умений и знаний на выходе. Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

 

Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять:

– из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно);

– из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

 

Результаты профессионального обучения (подготовки) – 1). Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации. 2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

 

Сетевая образовательная программа – образовательная программа, определяющая содержание образования определенных уровня и направленности, реализующаяся в рамках сетевого взаимодействия с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Основные характеристики сетевой образовательной программы:

1. открытость, демократичность, потенциал развития, адаптация к любому участнику сети, совместимость любой учебной деятельности, многообразие форм, использование ресурсов дополнительного образования, различные коммуникативные стратегии, современные технологии, мобильность;

2. наличие сетевых учебных планов;

3. формирование общесетевого образовательного ресурса (производство коллективных образовательных продуктов; разработка новых образовательно-информационных сред, способов коммуникации, форм мониторинга; продвижение проектов и др.).

 

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) – совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), в результате которой формируются группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.

Основные характеристики сетевого взаимодействия:

1.наличие и понимание всеми участниками сети общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия;

2."горизонтальный" способ взаимодействия учреждений (организаций), входящих в сеть, с целью распределения и/или распространению функционала и совместного использования ресурсов;

3.партнерское взаимодействие для достижения совместного качественного результата. Независимость членов сети – наличие определенной степени свободы, достаточной для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат;

4.добровольность сетевого сотрудничества – учреждения (организации), входящие в сеть, самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках сетевого взаимодействия по конкретным проектам;

5.множественность уровней взаимодействия – взаимодействие в рамках сети возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии, соответственно каждый член сети может взаимодействовать как с центрообразующим элементом сети, так и с представителями других уровней, находящихся сколь угодно далеко или близко к центру сети.

Необходимые условия организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций):

1.наличие системы связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования;

2.наличие в сети различных организаций и учреждений, предоставляющих обучающимся возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся;

3.возможность осуществления перемещений обучающихся и (или) преподавателей образовательных учреждений (организаций), входящих в сеть;

4.возможность организации зачета результатов по учебным курсам и блокам практического обучения (учебных и производственных практик), освоенных обучающимися в образовательных учреждениях (организациях) – участниках сетевого взаимодействия;

5.организация интегрированной образовательной среды (межпредметной, объединяющей различные виды деятельности, способы коммуникации, формы контроля, принципы оценивания и т.д.).

 

Сетевой учебный план – единый учебный план по образовательной программе, реализуемой в рамках сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях (организациях) – участниках сети, который предусматривает проведение определенной части учебного процесса в формах и режимах сетевого образования. Сетевой учебный план является основания для зачета образовательных услуг, оказанных различными учреждениями. Механизм построения сетевых учебных планов образовательных учреждений (организаций), участвующих в сетевом взаимодействии, зависит от состава участников сети и складывающихся организационных схем и гражданско-правовых форм их взаимодействия.

Ключевым моментом разработки сетевых учебных планов является определение реального объема образовательных работ, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии, в выбранной модели и организационной форме, с учетом их постепенного выстраивания.

 

Технология модерации – комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности обучающихся, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

Наиболее существенными элементами модерации являются:

1.руководящая и фасилитаторская роль модератора, осуществляющего поддержку и организацию активной работы обучающихся;

2.структурированный ход образовательного процесса, предполагающий чередование организационных форм: индивидуальная работа – парная работа – групповая работа – коллективная работа (пленум);

3.презентация наработок микрогрупп, визуализация содержания работы;

4.существление обратной связи, рефлексии, контроля за самочувствием, оценка достигнутых результатов;

5.благоприятная групповая атмосфера, способствующая активному участию каждого в учебном процессе.

 

Технология проблемного обучения – организация процесса обучения, направленная на творческое усвоение знаний обучающимися путем создания учебной проблемной ситуации, постановки обучающихся в положение исследователей. Обучающийся в процессе обучения формулирует учебную проблему, открывает субъективное новое знание и выражает его в доступной форме.

 

Уровень квалификации (работника) – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Чем выше уровень профессионального образования работника, тем более общий характер имеет это понятие, сложнее класс решаемых профессиональных задач и шире спектр трудовых функций.

 

Учебная дисциплина – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

 

Учебно-методический комплект дисциплины (профессионального модуля) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (профессионального модуля) плана подготовки студентов по определенной специальности.

 

УМК дисциплины

УМК профессионального модуля

Необязательно – примерная программа дисциплины

Необязательно – примерная программа профессионального модуля

1. Выписка из учебного плана специальности

1. Выписка из учебного плана специальности

2. Рабочая программа дисциплины

2. Рабочая программа профессионального модуля

3. КОС – комплект оценочных средств

3. КОС – комплект оценочных средств

4. Учебно-методические материалы по дисциплине (методические рекомендации к теоретическому курсу, методические рекомендации к выполнению контрольных, лабораторных и практических работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы)

4. Программа учебной и/или производственной практики

 

5. Учебно-методические материалы по профессиональному модулю (методические рекомендации к теоретическому курсу, методические рекомендации к выполнению контрольных, лабораторных и практических работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы)

 

Учебно-методический комплект образовательной программы – совокупность документов, регламентирующая реализацию образовательной программы

УМК образовательной программы состоит из:

1.учебный план;

2.учебно-тематический план (для программ дополнительного профессионального образования);

3.календарный учебный график;

4.рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;

5.программы учебной и производственной практик;

6.методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

7.фонды оценочных средств по текущей и итоговой аттестации (в том числе программа ИГА);

8.электронный контент программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (для дистанционного обучения);

9.другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки учащихся.

В УМК обязательно включаются ссылки на использованные в процессе подготовки материалов источники, а также ссылки на источники информационного сопровождения (учебная и техническая литература, обучающие программы, тренажеры, компьютерные базы данных, электронные библиотеки). УМК формируется в бумажном (утвержденном в установленном в образовательном учреждении порядке) и электронном форматах.

 

Учебный модуль прикладного характера – 1). Часть профессионального модуля, направленная на формирование практических навыков (учебная и производственная практики). 2). Профессиональный модуль, направленный на освоение одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих.

 

Учебный модуль теоретико-прикладного характера – 1). Раздел профессионального модуля, состоящий из междисциплинарного курса (или его части), включающего теоретические и практические (лабораторные) занятия,  и практики, проходящей рассредоточено или концентрированно. 2). Профессиональный модуль (за исключением профессионального модуля, направленного на освоение одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих). 3). Дидактическая единица программы дополнительного профессионального образования.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

 

Фонд оценочных средств – совокупность КОС по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям (включая учебную и производственную практики) основной профессиональной образовательной программы, а также программ итоговой аттестации.

 

Экзамен квалификационный – итоговая форма контроля по профессиональному модулю (ПМ), проверяющий готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе "Требования к результатам освоения ОПОП" ФГОС НПО (СПО). Итогом проверки является однозначное решение: "вид профессиональной деятельности освоен/не освоен".

Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (междисциплинарных курсов (МДК)) и практик. По выбору образовательного учреждения возможно проведение промежуточной аттестации по отдельным элементам программы профессионального модуля. В этом случае рекомендуемая форма аттестации по учебной и/или производственной практике – ДЗ (дифференцированный зачет), по МДК – Э (экзамен) или ДЗ (дифференцированный зачет).

Задачи текущего и рубежного контроля по ПМ (аттестация по МДК и практике) - оценивание сформированности элементов компетенций (знаний и умений), отдельных компетенций с последующим агрегированием оценок.

Результаты промежуточных и итогового контроля по ПМ едины, но нетождественны. Контроль освоения МДК и прохождения практики направлен на оценку результатов обучения. Субъектом оценочной деятельности здесь выступает образовательное учреждение. Контроль освоения ПМ в целом направлен на оценку овладения квалификацией. Субъектом оценочной деятельности является работодатель. Разная направленность и разные субъекты контроля предполагают разный инструментарий проверки.

 

 

Вопрос дня
Чего Вы ждёте от нового руководства отраслью?



Голосовать  Результаты
Анонсы событий
Апробация образовательных программ

 С начала нового учебного года на базе МОРЦ будет проводиться апробация новых сетевых образовательных программ


 


  Поиск
  Вход